Качество сцепления цемента с колонной
Технологии
В настоящее время большая часть нефти и газа добывается с применением технологии гидравлического разрыва пласта (ГРП). В процессе ГРП цементное кольцо подвергается многократным воздействиям высокого давления и перепадов температур, что вызывает ухудшение сцепления цементного камня с колонной и породой, его разрушение и, как следствие, потенциальные нежелательные перетоки флюидов и газа по заколонному пространству. Технология элластичного цемента за счёт своих свойств (пониженный модуль Юнга и увеличенные прочности на сжатие и разрыв) позволяет сохранять свою целостность после воздействия экстремальных условий. Выполнение работ по цементированию с использованием данной системы осуществляется сходным образом с обычными работами по цементированию и не требует модификаций цементировочного флота или использования значительного количества дополнительного оборудования.
Преимущества:
- Повышение качества крепления скважины
- Увеличение дебита за счет надежной изоляции стадий ГРП
- Предотвращение межколонных давлений (МКД) и межколонных перетоков (МКП)
- Долгосрочная устойчивость цементного камня к перепадам температур и давлений
Основные технические параметры:
- Диапазон плотностей: 1200 – 2200 кг/м3
- Модуль Юнга:
Опыт применения: ХМАО, ЯНАО, Р.Беларусь
ЭластоЦем-Арм — технология армированного эластичного цемента
Высокие прочностные характеристики цементной системы на разрыв за счет армирования гибкими металлическими элементами. Превышение данного показателя более чем на 200% в сравнении с стандартными цементными системами на основе ПЦТ-I-G-CC-1 плотностью 1,90 г/см3.
1 Каротаж во время бурения
При строительстве горизонтальных скважин на бажене очень важна хорошая геонавигация. Чтобы последующий гидроразрыв пласта (ГРП) был максимально эффективным, горизонтальная часть ствола скважины протяженностью более 1 км должна пройти в очень узком интервале хрупких пород, толщина которого колеблется от 1 до 3 метров. Выход за пределы целевого интервала в пластичные породы может создать значительные проблемы при проведении ГРП, даже привести к аварии.
Сориентироваться в пласте на глубине помогают приборы каротажа во время бурения, которые с помощью набора датчиков определяют разные геофизические характеристики пласта. Однако состав пород и условия в баженовской свите отличаются от традиционных залежей. Здесь высокая пластовая температура до 150 °С — приборы не в термозащитном исполнении могут просто сгореть, — повышенная естественная радиоактивность, высокие удельные электрические сопротивления, наличие токопроводящих минералов, которые искажают показания электромагнитных методов. Поэтому к оборудованию предъявляются особые требования.
На старте проекта «Бажен» из-за введения секторальных санкций современные импортные приборы каротажа во время бурения оказались недоступны. Первые скважины строились с использованием геонавигационного оборудования предыдущих поколений. Затем началось внедрение современных отечественных разработок. Испытанный «Газпром нефтью» российский расширенный комплекс каротажа в процессе бурения показал себя не хуже, чем передовые зарубежные аналоги. А уникальный комбинированный гидравлический и акустический канал связи по объему передаваемых данных даже превзошел решения ведущих иностранных разработчиков и производителей скважинных телесистем.
Видео обзор от Витальсона (апрель 2021 года)
Пару дней назад я делал обзор на ещё один аппарат от МЗБО — CoolSteel ПРОФИ, где довольно жёстко высказался об отсутствии свежих роликов на Youtube с данным аппаратом. Ребята из Миасского Завода все поняли и сразу же попросили известного самогонщика Витальсона (привет, тёзка!) подготовить обзор колонны Гранд 3.
Получилось очень наглядно и доступно. Посмотрели на все комплектующие и собрали колонну в разных режимах работы. Видео с первой и второй перегонкой будут попозже. Как только они появятся, я сразу же добавлю их сюда в публикацию.