Когда разрешено ездить по выделенной полосе
Когда разрешено ездить по выделенной полосе?
В крупных городах страны остро стоит проблема автомобильного трафика. В час пик движение на проезжей части в прямом смысле застывает на месте. И только общественный транспорт частично избегает этой участи, двигаясь по выделенным автобусным полосам.
Нередко на дорогах встречаются водители, которые игнорируют предписания и передвигаются вместе с маршрутным автотранспортом. Чаще так делают в выходные дни, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же с толку сбивает знак, известный как скрещенные молоточки. Многие автомобилисты уверены, что он разрешает ездить по выделенной полосе по выходным. В этой статье разберёмся в каких случаях можно ездить по автобусной линии, опираясь на актуальные ПДД.
Что такое полоса для общественного транспорта?
Необходимость в появлении выделенной полосы для общественного транспорта возникла потому, что из-за интенсивности движения на некоторых участках дороги потребовалось разделить основной поток машин и маршрутный транспорт, чтобы последнему не пришлось долгое время стоять в пробках.
Важно: водителям автобусов и троллейбусов не обязательно пользоваться именно выделенной полосой. Например, если на дороге есть еще одна попутная полоса, помимо автобусной, и она отделена от нее прерывистой линией разметки, то при желании или необходимости маршрутный транспорт может выезжать на данную полосу абсолютно законно. То есть общественный транспорт в данном случае имеет больше прав и возможностей для маневрирования, чем обычные автомобили.
На каких дорогах чаще всего можно увидеть полосу для маршрутных транспортных средств? Как правило, она встречается в двух случаях:
- Когда на проезжей части вместе с автобусной полосой есть несколько других попутного направления, предназначенных для движения остального транспорта.
- Когда полоса для маршрутных транспортных средств является встречной по отношению к полосам, по которым двигаются другие автомобили. Данные дороги часто ассоциируются у водителей с односторонним движением, но это неверно. Поэтому выезд на встречку (движение по выделенной полосе) наказывается в такой ситуации лишением прав.
Важно: многих интересует вопрос – разрешается ли такси ездить по выделенной полосе? В настоящее время правила дорожного движения допускают такую возможность для такси, которые работают законно, то есть имеют разрешение на перевозку пассажиров. В Москве таким таксистам выдают специальные желтые номера.
Разрешение езды по выделенной автобусной полосе
Передвижение по выделенной полосе разрешается в тех случаях, когда запрещающий знак 3.1 «Кирпич» знак автобусной полосы дополнен специальными табличками. Они располагаются непосредственно возле него или под ним. К таким табличкам относят:
1. Таблица 8.5.2. Запрещается движение по полосе, предназначаемой для маршрутного транспорта в будние дни. В этом случае в субботу и воскресенье по ней могут передвигаться абсолютно все типы автомобилей.
2. Таблица 8.5.6. Она запрещает передвижение по выделенной для маршруток полосе в определенные часы будней. Например, в табличке может быть указано время действия знака с 6.00 до 18.00, то любой транспорт может передвигаться по полосе для общественного транспорта в будни с 18.00 до 6.00 и на выходные. В остальное время движение запрещается.
3. Таблица 8.5.3. Указывает периоды, во время которых движение по выделенной автобусной полосе запрещается. Это может быть, например, «понедельник-среда» и другие варианты. Запрет выезда на данную полосу запрещается только в эти дни, в остальное время по ней можно передвигаться без всяких ограничений.
4. Таблица 8.5.7. Накладывает запрет на выезд на указанную полосу в определенный день и определенное время. К примеру, надпись «Четверг, 7.00-18.00» означает, что в этот период выезд на нее запрещен, все остальное время движение по ней остается без ограничений.
5. Таблица 8.5.1. Указывает запрещение выезда на общественную полосу в определенный промежуток времени всех дней недели и в праздничные дни. Если указано 6.00-18.00, то в это время выезд на нее запрещен.
6. Таблица 8.5.4. Накладывает запрет на езду по полосе именно в выходные дни, а в течение рабочей недели движение разрешается всем транспортным средствам.
7. Таблица 8.5.5. Регламентирует запрет на езду в выходные, в определенный период времени. Указатель «Суббота, воскресенье 10.00-16.00» запрещает проезд в выходные, указанный период времени.
Если дополнительные знаки и таблички отсутствуют, проезд под знаком запрещается в любое время, в том числе, ночью, на выходных и в праздники.
Почему выписывают ошибочные штрафы. Во время нарушения водитель мог находиться на отдыхе в другой стране, а машина — в гараже. Камера или инспектор иногда ошибаются. Это бывает в трех случаях:
камера неверно распознала номер, а инспектор не сверил номер с маркой и моделью авто;
из-за плохой погоды знак или разметку не было видно,
водителю пришлось объезжать препятствия, например, упавшее дерево по запрещенной полосе.
Из-за ошибки техники или человека водитель получит несправедливый штраф.
Порядок обжалования. Обжаловать штраф можно в срок до 10 дней со дня, когда инспектор выписал постановление. Дату можно посмотреть в бумажном документе либо при проверке на сайте « Штрафы ГИБДД ».
Дата в красной рамке — день, когда инспектор оформил штраф
Жалобу необходимо оформить на имя начальника отдела, сотрудник которого оформил штраф. Узнать это можно по телефону — он указан на постановлении.
Ответ на жалобу обязаны дать в течение 10 дней
Какие документы понадобятся. Если вас не было месте нарушения, которое вам вменяют, соберите доказательства. Это могут быть билеты на самолет или показания людей, которые были с вами. Если были в командировке — приобщите к жалобе командировочное удостоверение, билеты на транспорт, чеки из гостиницы и справку из бухгалтерии.
К доказательствам не забудьте прикрепить копии документов на машину: прав, полиса, свидетельства о регистрации.
Когда можно пользоваться выделенной полосой
Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Несмотря на столь жёсткие правила, в них есть исключения. Правилами установлено, что выезд на полосу автобусного движения разрешён, если последняя отделена прерывистой линией, а не сплошной. Чаще всего прерывистая разметка наносится перед перекрёстками, когда необходимо совершить поворот вправо.
В таких случаях даже предусмотрен штраф, если водитель сделал поворот направо, предварительно не перестроившись в полосу движения для автобусов — 500 рублей. Данный штраф существует ввиду того, что водитель легкового авто при повороте вправо не с крайней полосы может создать опасность для общественного транспорта.
Согласно ПДД, также разрешается использовать автобусную полосу в следующих случаях:
- Для высадки или посадки пассажиров с правой стороны.
- Для выезда на дорогу (например, из двора дома).
В данных случаях необходимо убедиться, что манёвр не станет помехой для движения общественного транспорта.
Также движение по автобусной полосе может быть полностью разрешено по определённым дням (чаще всего выходным), если есть специальный знак, предписывающий это разрешение.
Легковые такси на автобусной полосе
Многих заинтересует вопрос, разрешена ли езда по выделенной полосе легковым такси. Сравнительно недавно, с 2012 года ПДД установлено, что легковым такси разрешено пользоваться автобусной полосой.
Но при этом автомобиль должен иметь специальную раскраску — шашечки, световой сигнал на крыше и оборудован таксометром. То есть «бомбилы» штрафуются так же, как и легковые автомобили.
Немного другая ситуация в столице — тут таксистам разрешено пользоваться автобусными полосами с 2013 году, при этом кроме всех вышеперечисленных условий, такси должно иметь специальные жёлтые номера, которые стали выдаваться по инициативе мэрии города.
Использование автобусной полосы прочими категориями ТС
Обычные транспортные средства могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, только в соответствии с пунктом правил 18.2. Он говорит, что водитель может перестроиться на полосу для маршрутных ТС только если та отделена прерывистой линией. Также специальный участок можно использовать для въезда на дорогу. С «выделенки» можно производить посадку/высадку пассажиров на правом краю дороги при условии отсутствия помех для городского пассажирского транспорта.
Запрещено высаживать пассажиров, если автобусная полоса обособлена от остальной проезжей части белой «сплошной».
Интересный момент связан с ездой по автобусному ряду в выходные дни. На это стоит обратить внимание жителям столицы. Некоторые выделенные участки движения в выходные и праздники в Москве не работают.
Опознать такую полосу легко: на время снятия ограничений на дороге устанавливается знак с изображением скрещенных молотков. Однако, если над полосой ставят «кирпич» проезд по-прежнему считается закрытым. Выходной день также не отменяет действия сплошной линии разметки.
Что говорят общественники
Виталий Иванищев, общественник, урбанист:
– Нужны ли выделенки вообще? Тут ответ для меня очевиден: да, конечно, нужны. Нет ни одного крупного города в мире, в котором общественный транспорт должен быть в приоритете, и это правильно. Но правильно ли внедряют выделенные полосы в Воронеже? Вот в случае с мостами я мэрию скорее поддержу. На путепроводах нет съездов, правая полоса для общественного транспорта – это благо. Но что касается правой полосы на улице, тут все сложнее. Как администрировать выезды на выделенки, если полным-полно правых поворотов? Тут либо штрафы будут приходить не только нарушителям, либо нарушители штрафы не получат.
В идеале выделенная полоса должна быть не в правой полосе, а по осевой. Хороший пример – улица Щорса в Белгороде. Сама организация по осевой сложнее и дороже, но эксплуатация намного проще. О том, что выделенка в перспективе переедет в центр дороги, говорит и мэрия, правда сроков не называют. Но зачем тогда делать какой-то промежуточный временный вариант, а не сразу сделать хорошо? Я скептически отношусь к способу внедрения выделенок, хотя понимаю, что в общем и целом они неотвратимы.
Юрий Новиков, сопредседатель Воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт»:
– Выделенные полосы – это мировой опыт, давно доказавший свою эффективность. Троллейбус или электробус занимают на дороге место как два-три автомобиля, но везут на порядок больше людей. Если дать общественному транспорту возможность доставлять выбравших его пассажиров быстрее личных авто, то эффективность и мобильность в агломерации растут. Начинают уменьшаться пробки и скоро убежденным автомобилистам уже легче проехать по городу. Единственное, что необходимо, – качественный общественный транспорт на этих полосах, а вот тут нам похвастаться нечем. Вся транспортная реформа закончилась на покупке 140 новых автобусов, но транспорта по-прежнему не хватает. К пересадке новых пассажиров с личных авто он банально не готов.
У урбанистов есть вопросы и к автоматической системы фиксации нарушений. Гарантии, что камеры будут эффективными, нет.