Обезжиривание металла перед покраской
Обезжиривание представляет собой процесс, в ходе которого с поверхности полностью смывается зачастую незаметный слой масла или жира. Загрязнитель попадает на основание различными способами. Такую обработку проходят все изделия, которые подготавливаются к нанесению краски.
Эту процедуру можно выполнить различными методами, не все они подойдут для домашнего использования. От правильного выбора средства зависит качество результата и трудоемкость работ.
Существует несколько основных вариантов очистки, которые могут выполняться отдельно или комбинированно, что позволяет добиться желаемого итога даже при сильном загрязнении.
- Механический. Этот метод отличается трудоемкостью и серьезными временными затратами. Применяется для получения шероховатого основания, дающего лучшее сцепление. Слой загрязнения снимается при помощи электрического и ручного инструмента. Такой вариант не дает идеального результата, поэтому часто дополняется другими способами.
В домашних условиях хорошего результата можно добиться при помощи химических соединений, в качестве предварительной процедуры очистки применяется механический метод. Это позволяет покрасить металлическую поверхность без дальнейших проблем.
Простые средства для обезжиривания
Для работы используются различные вещества. Каждый вариант может оказывать вред здоровью, поэтому очистку металла выполняют с соблюдением мер безопасности, в специальной одежде, очках и респираторе.
В качестве обезжиривателя могут использоваться следующие варианты:
- Уайт-спирит. Этот состав считается самым простым и доступным, он идеально подходит для использования дома или в гараже. Можно ли обезжирить уайт спиритом перед приклеиванием? Приобрести его можно в любом строительном магазине. Вещество удаляет загрязнения за короткий срок, но если слой жира особо стойкий, процедура может потребовать больше времени и не всегда заканчивается полным успехом. Уайт-спирит имеет едкий запах, что предполагает наличие вентиляции.
Уайт-спирит – это органический токсичный и легковоспламеняемый растворитель, который хорошо очищает от жира, но оставляет на поверхности пленку
- Ацетон. Используется с большой осторожностью, поскольку может вступать в реакцию с некоторыми металлами и соединениями. Это приводит к повреждению поверхности.
Ацетон эффективно справляется с удалением жировых загрязнений
- Керосин. Нужно ли после шпаклевки перед покраской грунтовать стены перед? Для обезжиривания применяется чистый состав, максимально лишенный примесей. К такому варианту прибегают в крайнем случае. Для работ на больших участках от него лучше отказаться, поскольку керосин очень трудно смывается. Альтернативой может выступать высокооктановый бензин.
Керосину, также как и уайт-спириту, свойственно оставлять пленку, которая ухудшает адгезионные свойства поверхности
- Мыльный раствор. Этот вариант подходит для работ с хрупкими металлическими изделиями. Важно полностью смыть смесь после использования.
Независимо от выбранного состава, по окончании процесса рекомендуется протереть основание чистой влажной тряпочкой, а затем сухой.
На заметку! От растворителей и других едких соединений лучше отказаться, поскольку воздействие на покрытие иногда обнаруживается только по прошествии времени.
Альтернатива уайт-спириту
Не рекомендуется перед окрашиванием очищать поверхность соляркой, дизельным топливом, бензином и пр. Использовать их можно, но чаще во вред, чем на пользу делу. С большой осторожностью можно задействовать ацетон и номерные растворители (№646, №645 и пр.), так как они легко растворяют лак и даже краски – перед шпатлевкой, нанесением краски на металл (грунтованием) обработка ими возможна. При отсутствии средств можно воспользоваться раствором уксуса с добавлением моющих средств типа Fairy.
Обезжиривание металла в заводских условиях может производиться растворами гидроксида (35-50 г/л) и карбоната натрия (90-150 г/л). В таком случае нужно проявить осторожность и перед работой обязательно надеть перчатки, так как едкий натр вместе с жиром на авто может разъесть и кожу на пальцах. Кроме того, следует учесть, что щелочные растворы плохо растворяют загустевшие смазки и масла и вообще обладают низкой моющей способностью, поэтому щелочные растворы применяют после нагрева до 70-90°C, т.е. не доводя до кипения. Кислые растворы хуже смывают жиры, но лучше растворяют оксидную пленку.
Чем обезжирить поверхность перед склеиванием либо покраской
Чаще всего, для обработки кузова применяют «Уайт-Спирит». Однако многие путают это средство с обычным керосином либо соляркой, так как у них практически одинаковый запах. Разница между этими веществами совсем небольшая. Оба состава являются смесью углеводов. Производятся подобные жидкости путем перегонки фракций нефти.
В некоторых справочниках указано, что «Уайт-Спирит» — это легкая форма керосина. Стоит отметить, что средство хорошо растворяет жирные, битумные, каучуковые пятна, а также мастику. В отличие от керосина, «Уайт-Спирит» легче смывается с автомобиля обычной водой. Оба вещества подходят для обезжиривания поверхностей. При этом «Уайт-Спирит» — это легкое соединение, которое частично испаряется, а оставшаяся часть средства не наносит вред покрытию после покраски.
Отдельные нюансы работ
Перед покраской авто и осуществления обезжиривания его кузова необходимо подумать о технике безопасности:
- Приготовить пару резиновых перчаток;
- Позаботиться о наличии маски или респиратора;
- Закрыть одеждой открытые участки тела.
Работы по обезжириванию кузова выполняются поэтапно и имеют несколько нюансов:
- Пользоваться лучше 2-мя неткаными салфетками без ворса, одна – для нанесения растворителя, вторая – для его удаления;
- Процедура выполняется несколько раз. Сначала перед шпаклевкой, затем после шлифовки, перед грунтовкой и наконец после грунтовки;
- Обезжиренный кузов не нужно трогать руками, дабы не испортить эффект.
Важно: можно проверить качество выполнения работ следующим тестом: приложив к кузову автомобиля чистый бумажный лист, можно оценить степень его очистки от жирных и масляных пятен.
Многие новички слишком стараются и думают, если протереть несколько раз, эффект будет выше. Нет, антисиликон способен размягчать грунт, появятся микротрещины. Впоследствии их придется шпаклевать, грунтовать повторно, а это уже – лишние заботы.
Состав и технические характеристики
Уайт-спирит – вязкий прозрачный растворитель, сходный с машинным маслом своей консистенцией и имеющий относительно низкий расход. Существует базовая смесь, на основании которой производится растворитель. Большинство российских производителей, соблюдая ГОСТ, придерживаются указанных в документе пропорций основных элементов.
Состав уайт-спирита: 16 % ароматических веществ, 0,025% серного вещества, а также парафин либо же парафин содержащие соединения в различном процентном соотношении. Соотношение компонентов, не превышающих приведенные показатели, позволяет получить сертификат качества продукции.
Растворитель должен отвечать критериям, регламентируемым ГОСТ 3134-78:
- плотность (указывается иногда как удельный вес) – не более 0,790 г/см 3 ;
- температура вспышки – не ниже 33 0 С;
- летучесть по ксилолу – 3-4,5.
Важно! По степени воздействия нефрас имеет 4-й класс опасности (вещества малоопасные) по ГОСТ 12.1.007-76. Максимально допустимый срок хранения, в течение которого сохраняются все основные характеристики растворителя, – 36 месяцев.
Фасуется уайт-спирит в емкости объемом от 250 гр до 1 литра (вес рассчитывается согласно плотности вещества). Необходимый для работы объем растворителя нужно определять, учитывая его расход, указанный на этикетке.
Как пользоваться обезжиривателем
Приобретая состав для обезжиривания, рекомендуется заодно купить специальные безворсовые салфетки. Обычные ткани использовать нежелательно: оставшиеся на основе мелкие ворсинки ухудшат сцепление краски или грунта с основой.
Алгоритм применения антисиликона или водно-жирового растворителя прост:
- Хорошо промыть основу с использованием воды и автошампуня. Это позволит удалить пыль и большую часть загрязнений.
- Дать просохнуть.
- Нанести раствор на поверхность.
- Равномерно распределить.
- Удалить чистой тряпочкой.
Пункты 3-5 повторить трижды, используя каждый раз для распределения и удаления новые салфетки.
Оставлять нанесенный раствор до самостоятельного высыхания нельзя. Загрязнения после испарения жидкости останутся на поверхности кузова. Эффективно только растворение жиров в сочетании с их механическим удалением.
Для равномерного распределения раствора и снижения расхода материала мастера советуют использовать распылители. Можно выбрать в магазине флакончик с распылителем-дозатором или использовать диспенсер. Применение последнего рекомендовано при обработке больших площадей перед покраской.
Чтобы краска легла на кузов ровным слоем, хорошо держалась и не облезла после первого же посещения автомойки, не забывайте проводить обезжиривание перед каждым этапом окрашивания кузова. Это улучшит адгезию и снизит риск пузырения или растрескивания краски после высыхания. Использовать надо не подручные средства, а предназначенные для этой цели растворы с антисиликоном или на спиртовой основе.