Благовещенский собор Московского кремля
Предполагают, что в конце 13 — начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище — Казённый двор, где хранилась государева казна.
Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.
При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.
Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.
История возникновения
В Хельсинки православная община значительно выросла после присоединения Финляндии к России. А та церковь, что была — Свято-Троицкая, не вмещала уже верующих. Император принял решение строить новый собор. Решили возводить храм в квартале Катаянокка, так как места на Сенатской площади не было. В этом районе зажиточные жители стали строить особняки, И вскоре район было невозможно узнать, он стал элегантным и престижным. В настоящее время старинные строения – памятники финского модерна, придают району единый, законченный и слаженный облик. Архитектор Алексей Горностаев за основу взял Коломенскую церковь XVI века. Красный кирпич для постройки собора привезли из Бомарсунд крепости, которая была разрушена в Крымской войне. В русско-византийском стиле построен храм, с использованием элементов русского зодчества – резьбы по камню. Строился храм одиннадцать лет. Здания по форме символизирует Святой Дух, тринадцать куполов – Христа и двенадцать апостолов. Православный собор, в отличие от католических, изображает схождение святых с неба на землю.
На средства всего мира строился собор. Святейший синод дал часть денег, часть – члены царской семьи и лично Александр II, часть — добровольные народные пожертвования. Освящение храма состоялось в присутствии Александра II.
На каком месте возводились храмы
Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов, началась новая жизнь. Издавна, на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства. Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.
Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях. В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, и обязательно народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников. Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.
Кирпичи веры. Пять зданий Кирова, построенных из останков разрушенных храмов
Рассказываем, какие церкви города были разобраны на стройматериалы и каким объектам они дали жизнь.
Многие кировчане знают о том, что в 30-40-х годах на волне борьбы советской власти с религией в Вятке было разрушено немало церквей. Но далеко не все знают, что из частей некоторых храмов, взорванных «на кирпич», в Кирове было построено несколько знаковых зданий. Каких именно, читайте дальше.
Центр досуга «Практикум», бывший кинотеатр «Октябрь» (ул. Карла Маркса, 81)
В районе «Октября» раньше располагалась Владимирская слободка, которая получила своё название в честь церкви, построенной ещё в 1707 — 1724 годах. Слободку затем присоединили к городу и тоже назвали Владимирской. До революции храм считался памятником архитектуры, а в 1924 году состоял на учёте в Главнауке Народного комиссариата просвещения РСФСР. Церковь действовала до 1935 года, президиум горсовета дважды ходатайствовал перед ВЦИК о её закрытии. Разрешение было получено только в 1936 году, а кирпичи пошли на строительство нового современного кинотеатра «Октябрь».
/>3335 />2
Летом 2017 года кинотеатр «Октябрь» перестал существовать в привычном виде. После того как НП «Смена» отказалось от кинотеатра, долгое время было неясно, что же будет со зданием. Новым арендатором «Октября» стал музейно-выставочный комплекс «На Спасской». В здании был проведён ремонт, а вместо кинотеатра открылся центр досуга «Практикум».
Владимирский собор, 1900-1905 годы
1960-1969
2018 год
Центральная гостиница (ул. Ленина, 80)
В 1934 году, после переименования Вятки в Киров и присвоения городу статуса областного центра, было принято решение о возведении приоритетных объектов. Одним из них стала Центральная гостиница. Она должна была расположиться на перекрёстке улиц Ленина и Коммуны (сейчас Московская — прим. ред.), где стоял Воскресенский собор. В 1935 году по инициативе президиума горсовета этот храм был исключён из списка памятников архитектуры «как сильно разрушенный», а в 1937 году разобран. Сохранившаяся часть кирпича пошла на постройку гостиницы «Центральная».
Кировский крайисполком объявил конкурс на лучший проект. Его победителем стал архитектор Иван Чарушин. Четырёхэтажное здание гостиницы состояло из трёх частей: средняя выходила на перекрёсток улиц Ленина и Коммуны, а по бокам располагались одинаковые корпуса с квадратными башнями по фасадным концам. В здании располагались парикмахерская, почта, продуктовый магазин и ресторан.
Стоит отметить, что сам Иван Чарушин был одним из прихожан снесённого храма, венчался там в 1896 году, а в 1901 году крестил своего сына Евгения. Некоторые авторы отмечали, что у архитектора не поднялась рука строить Центральную гостиницу на фундаменте снесённого Воскресенского собора, именно поэтому она имеет такую закруглённую форму, которая как будто обнимает место, где раньше стоял храм.
До 1950-х годов Центральная гостиница была симметричной. В 1957 году к крылу здания по улице Коммуны по проекту архитектора Бориса Александрова сделали пристройку, значительно увеличившую число номеров. При этом была утрачена двусторонняя симметрия здания. Тогда же, в конце 1950-х, застеклили венчавшую центральную часть здания открытую галерею.
Воскресенский собор, 1920-1930 годы
1937 год, строительство Центральной гостиницы
1947 год
2013 год
Северные бани (ул. Профсоюзная, 44)
В начале улицы Московской долгое время находился главный храм Вятки — Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1760-1772 годах. Собор имел высоту более 53 метров и состоял из пяти ярусов. Всё это создавало уникальный образ хлыновского Кремля. Святыня возвышалась над городом и особенно хорошо просматривалась со стороны реки. Во время создания «регулярного» плана города одна из основных улиц была направлена на храм. С собором были связаны и многие традиции духовной жизни дореволюционной Вятки: здесь хранился образ Святителя Николая, отсюда также начинался Великорецкий крестный ход.
В 1935 году храм был разрушен вместе с колокольней, а из кирпичей кафедрального собора выстроили корпус Северных бань.
Свято-Троицкий кафедральный собор, 1903-1917 годы
Здание правительства Кировской области, бывший Дом Советов (ул. Карла Либкнехта, 69)
В 1937 году был взорван Александро-Невский собор. Здание храма поистине можно было назвать сердцем Вятки. Оно было построено по проекту ссыльного архитектора Александра Витберга и возвышалось на пересечении улиц Семёновской (Воровского — прим. ред.) и Казанской. По словам экспертов, кирпичи разрушенного храма могли пойти на строительство сразу нескольких зданий в Кирове.
/>4809 />7
Автором проекта нового административного здания стал молодой архитектор Евгений Громаковский, выигравший конкурс. Строительство Дома Советов началось ещё в 1937 году, до 1941 года были возведены стены, частично сделаны временные деревянные перекрытия. Стройка остановилась с началом Великой Отечественной войны, а сам Громаковский ушёл на фронт, где погиб в одном из боёв. В военный период строение было отдано под пехотное училище и даже квартиры для персонала эвакуированных рабочих.
Строительство Дома Советов возобновилось лишь в 1948 году под руководством архитектора Никиты Козлова. За год была проведена внутренняя и наружная отделка здания: оборудован большой зал заседаний и холл-вестибюль с трёхмаршевыми лестницами по бокам.
В 1980 году к Дому Советов по проекту архитектора Валерия Зянкина с западной стороны был сделан пристрой. А перед главным входом в здание поставлен памятник Ленину.
1989 год
2014 год
Драмтеатр (ул. Московская, 37)
Частица Александро-Невского собора, причём весьма существенная, есть и в стенах нынешнего здания Кировского драмтеатра, построенного в 1939 году. До этого момента на Хлебной площади (сейчас Театральная — прим. ред.) функционировало двухэтажное деревянное здание театра в русском стиле, которое из-за ветхости разобрали. В 1939 году новый театральный сезон открылся уже в новом каменном здании. По одной из распространённых версий, в основание нового театра были заложены нераскрошенные глыбы взорванного Александро-Невского собора.
Проектировали здание «Драмы» московские архитекторы Андрей Буров и Александр Федоров, а рабочие «Метростроя» сделали огромную люстру для зрительного зала. Строительные работы производил трест «Кировстрой». Отделка зрительного зала была осуществлена по проекту всё того же архитектора Евгения Громаковского. Скульптурно-отделочные работы на фасаде и в интерьерах выполнены бригадой лепщиков под руководством Николая Захваткина.
Самые древние святыни Крыма: действующие православные храмы
Свято-Успенский пещерный монастырь
Тайное святилище
Храм иконы Божией Матери «Знамение» считается одним из древнейших в Крыму. Он построен в селе Грушевка в первых веках нашей эры. Подтверждением тому служит сохранившийся до наших дней «алтарь в алтаре», который располагался в часовнях во имя Равноапостольной Марии Магдалины. По преданию, эти места посещал апостол Андрей Первозванный.
Сейчас церковь представляет собой прямоугольное здание из бутового камня. В ней хранятся частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита – врача Киево-Печерского, та самая икона Знамения Божией Матери, икона святителя и чудотворца Николая и архиепископа Мирликийского. На территории храма есть источник, действует Дом милосердия для одиноких, пожилых, бездомных людей.
Адрес храма: г. Судак, с. Грушевка, ул. Садовая, 103а.
Как добраться: следуйте в сторону Судака, по указателю сворачиваете на село Грушевка, двигайтесь по улице Шоссейной, затем по Советской и далее сворачивайте на Садовую.
Расписание служб: богослужения в храме накануне воскресных и праздничных дней проводятся с 17:00, в воскресные и праздничные дни — с 8:00.
Память из «Тмутараканского камня»
Древнейшая из православных святынь Крыма расположена в Керчи. Это храм Святого Иоанна Предтечи. Здание является памятником византийского зодчества. Древняя часть храма сложена из рядов белого камня и плоского красного кирпича — плинфы. Такое оформление не только красиво, но и сейсмоустойчиво.
Сейчас это действующих храм, в котором проходят богослужения. Также на его территории размещён лапидарий, который является частью экспозиции Керченского историко-археологического музея.
Адрес храма: г. Керчь, пер. Дмитрова, 3.
Как добраться: следуйте в центр города Керчь, ориентир — площадь им. Ленина, церковь находится рядом.
Расписание служб: вторник-суббота — с 8:00, воскресенье — с 7:00.
Православный мужской монастырь в Балаклавском районе Севастополя, расположен у мыса Фиолент. Существует легенда, что он был основан греками-мореплавателями в 891 году, которые едва не разбились о прибрежную скалу во время бури. Мужчины взмолились о помощи к святому Георгию Победоносцу и шторм стих. В благодарность моряки основали на берегу обитель с церковью.
Сегодня монахи следят за Яшмовым пляжем, к которому прямо из монастыря ведёт 640-метровая лестница. В обители ежедневно проходят богослужения, воскресные и праздничные службы.
Адрес монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент.
Как добраться: монастырь находится на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. Следуйте до Фиолентовского шоссе, поворачиваете по указателю на монастырь и двигайтесь до места.
Затерянный в горах
Пещерный монастырь Челтер-Коба был основан предположительно в XIII—XIV веках на краю обрыва мыса Ай-Тодор возле Сюйреньской крепости. Комплекс монастыря состоит из главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. Всего в монастыре более 50 пещер, расположенных в четыре яруса. На территории комплекса находится источник.
С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.
Адрес монастыря: Бахчисарайский район, территория вблизи села Большое Садовое.
Как добраться: следуйте в Бахчисарайский район, ориентир — сёла Куйбышево и Танковое. Доезжайте до села Малое Садовое, пересекаете его по грунтовой дороге, ориентируясь на метки-указатели на деревьях и навигатор.
Расписание служб: воскресенье — 7:30. Уточнить расписание и другие вопросы можно по телефону: +7 (978) 721-10-80.
В ущелье Марии в Бахчисарае расположился Свято-Успенский пещерный мужской монастырь. Учёные полагают, что он был основан не позднее VIII века, однако точной даты не установлено. Одна из легенд гласит, что в этих скалах в праздник Успения Богородицы пастух обнаружил икону Богородицы. Её неоднократно вывозили, но святыня чудесным образом возвращалась на место. Другое поверье связывает основание монастыря с мистическим змием, который держал в страхе жителей близлежащих сёл. Люди взмолились к Богородице и однажды обнаружили на одной из скал горящую свечу. Прорубив к ней ступени, селяне нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия. Есть также версия, что икона была перенесена туда из византийского монастыря.
Сегодня продолжается работа по восстановлению обители. Отреставрировано несколько храмов, расписаны стены, оборудованы келии и прилегающая территория. Перед входом в храм есть святой источник.
Адрес монастыря: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1.
Как добраться: следуйте в Бахчисарай, сворачивайте в Старый город и двигайтесь по главной дороге мимо Ханского дворца до её окончания, она выведет прямо к территории монастыря.
Расписание служб: ежедневно с 7:30 до 19:00.
Обитель мраморной купели
Церковь Ильи в поселке Солнечная Долина была построена в X-XII веках. Главная реликвия святыни — мраморная купель IV–V века, которая была доставлена в Крым из Константинополя. Во время раскопок возле храма были обнаружены фрагменты кладки на глине, что может свидетельствовать о том, что на месте храма была более древняя церковь.
Старожилы говорят, что храм ежегодно приносит в село чудо. В день памяти святого пророка Илии, который отмечается 2 августа, там идёт дождь.
Адрес храма: г. Судак, с. Солнечная Долина, ул. Черноморская, 14а.
Как добраться: следуйте мимо Судака в село Солнечная Долина, в самом населенном пункте двигайтесь по улице Черноморская до храма.
Историки полагают, что Свято-Климентовский пещерный монастырь был основан от VIII—IX до XIV—XV веков в окрестностях Инкермана. Его возникновение предание связывает с римским епископом Климентом, который был сослан в каменоломни около Херсонеса за проповедь христианства, а позже убит по тайному приказу императора Траяна.
Храмы и келейные корпуса восстановили только в 90-х годах прошлого века. Из Киева была передана частица мощей святого священномученика Климента, рака со святыми мощами установлена в боковом нефе храма. С 2019 года возобновились и ежеседмичные богослужения.
Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, 17.
Как добраться: следуйте в Инкерман, двигайтесь до остановки «Втормет» и далее пешком. Ориентируйтесь на руины Каламиты и купола храмов.
Расписание служб: ежедневно с 7:30.
Память по крупицам
Мы подходим к старому храму с обратной стороны. По правую руку – деревенский погост, рядом с ним – Аллея Памяти. В советское время на месте этого парка размещался зерноток, а в самой церкви устроили склад. Приладили деревянную крышу, сделали вход на месте прежнего алтаря, чтобы было ближе возить зерно.
Заходим внутрь. Высокие арочные окна заложены кирпичом, но прежние дореволюционные решётки сохранились. Они покрыты толстым слоем ржавчины, но вид у них впечатляющий.
Внезапно Наталья Сергеевна вспоминает историю, как в 1916 году храм ограбили.
«Бабушка мне рассказывала, – говорит она. – Унесли тогда ценную церковную утварь. А искать преступников приехал урядник из Корочи вместе с маленькой собачкой. Всех жителей построили за церковной оградой, и тут мальчишки кричат: «Едут! Едут!» Подъезжает тарантас, в нём урядник – держит над собачкой зонтик. Потом её выносят, и она начинает всех обнюхивать. Одного схватила за штанину, потом другого, потом третьего. Оказалось – точно, они и обокрали».
Наталья Сергеевна знает много таких историй: собирала по крупицам. Всех старожилов опросила. И они рассказывали, как мадьяры во время оккупации привезли в Поповку батюшку и заставили его служить. Как на всю округу звонили три больших колокола, собирали народ на службу. И после этого звона в храме яблоку негде было упасть. Как уже после войны церковь вместе со всем содержимым закрыли, а местные женщины каждое лето тайком открывали сундуки и просушивали церковное облачение. Ждали нового священника. А самая страшная история – о том, как храм разрушали.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного "зашифрован" образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: "Лазарь, поставь на место!" — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.